Должностная инструкция менеджера проекта

I.  Общие положения

1.  Менеджер проектов (project manager) является сотрудником отдела контрактов и договоров ….

2.  На должность менеджера проектов назначается лицо, имеющее высшее образование с опытом работы от одного года в сфере IT или в качестве руководителя успешных проектов.

3.  Назначение на должность менеджера проектов и освобождение от нее производится приказом Генерального директора по согласованию с __________

4.  Менеджер проектов должен знать:

- основы проектного менеджмента (желательно образование или сертификат успешного окончания курса MBA)
- основы проектной деятельности;
- основы технологии успешной реализации процесса проектов и создания продукции конкретных проектов.

5.  Менеджер проектов в своей деятельности руководствуется:

-действующим законодательством __________ (страна);

- Уставом ____

- приказами, распоряжениями Генерального директора Компании,

- Положениями об проектной деятельности и о департаменте…

- настоящей должностной инструкцией;

6.  Менеджер проектов подчиняется непосредственно Руководителю. Дополнительные распоряжения может получать от ____________

II. Должностные обязанности

1. Исходя из целей деятельности Отдела контрактов и договоров для данной должности утверждаются следующие цели и задачи:

1.1.  Разработка и реализация ……… проектов.

1.2.  Контроль сроков выпуска продукции в соответствии с утвержденным планом (графиком).

1.3.  Прогноз продаж по …………. проектам, контроль и корректировка прогноза

2. Функции:

Для обеспечения целей должности менеджер:

      2.1. Разрабатывает  и согласовывает с руководителем отдела, кураторами проектов концепции, цели и основные этапы ………. проектов.

2.2. Готовит планы расходов, доходов, движения денежных средств …….. проектов.

2.3. Ведет документацию по ………… проектам.

2.4. Участвует в управлении расходами денежных средств по ………….. проектам в соответствии с бюджетами движения денежных средств.

2.5. Организует реализацию ………. проектов в соответствии с планом работ.

2.6. Готовит и ведет презентации ……. проектов.

2.7. Готовит и вносит изменения в ……… проекты.

2.8. Выполняет ……. проекты в согласованные сроки, в рамках выделенного бюджета и с требуемым уровнем качества.

2.9. Координирует работы участников проектных групп.

2.10.  Контролирует качество выполнения работ по ………. проектам.

2.11.  Корректирует план-график и бюджет …….. проектов и согласует изменения с кураторами проектов.

2.12.  Инициирует проведение совещаний и их планирование по ходу выполнения ……….проектов.

2.13.  Формирует и согласует промежуточные и итоговые отчеты по ……..проектам с руководителем отдела и представляет промежуточные и итоговые отчеты кураторам проектов.

III. Взаимодействие с подразделениями

IV. Права

Для выполнения своих должностных обязанностей менеджер отдела контрактов и договоров имеет право:

1. Запрашивать и получать в необходимые сроки от руководителей и сотрудников подразделений Компании информацию необходимую для выполнения должностных обязанностей.

2.   Привлекать специалистов соответствующих служб компании для определения плановых и фактических затрат по проекту.

3.  Вносить предложения по корректировке плана-графика в рамках согласованных этапов проекта.

  1. Инициировать проведение совещаний и участвовать в них по вопросам реализации ……. проектов.
  2. Знакомиться с приказами, распоряжениями, регламентирующими деятельность Отдела контрактов и договоров.
  3. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией.
  4. Иные права в соответствии с ТК _________(указывается страна: РФ или Украины).

V. Ответственность

Менеджер отдела проектов несет ответственность за:

1.  Качество и своевременность выполнения возложенных на него настоящей должностной инструкцией обязанностей, в пределах, определенных _________(указывается страна: РФ или Украины).

2.   Своевременное выполнение намеченных этапов …….проектов.

3.    Корректное ведение и исполнение бюджета ………. проектов.

4.  Своевременные изменения планов ………… проектов по согласованию с заказчиками и Кураторами проектов.

5.  Своевременное предоставление отчетов о ходе реализации ……..проектов по запросу Кураторов проектов.

6.   Соблюдение правил работы с конфиденциальной информацией.

7.   Качество и полноту проектной документации.

С инструкцией ознакомлен:

(Название должности)

 ________________________                                        /_____________________       

                                                                                                       Ф.И.О.

«___» _____________200__г.

Этапы и структура работы менеджера проекта

1
 Заказчики. Поиск заказчика, получение аванса и платы за работу, заказы, подписание договоров.
2
 Постановка задачи, миссия и цели проекта, оформление технического задания (ТЗ). Презентация проекта.
3
 Концепция проекта. Разработка и презентация концепции проекта.
4
 План работ (разработка), финансовый план, план продаж и поступлений денег, ежедневный контроль графика. Предоставление отчетов руководителю
5
 Реализация проекта и оперативное руководство. Организация работ. Координирует работу участников. Ответственность и результаты работы каждого участника команды. Контроль качества выполнения работы над проектом в целом и бюджета. Оперативное руководство всеми этапами проекта, нацеленное на высокую эффективность работы команды, всех сторон проекта и быстрый темп движения к целям.
6
 Работа с заказчиком, в т.ч. взаимодействие с заказчиком в течение работы над проектом и после его окончания (для новых заказов и работ)
7
 Результаты работы. Прибыльность проекта. Акт выполненных работ, отзывы заказчика. Анализ проекта. Рекомендации для новых проектов, сегментов рынка и поиска следующих заказов.
8
 Команда. Развитие команды, топ-менеджеров и менеджера проекта ( Project Coordinator » Project Scheduler » Assistant Project Manager » Project Manager »  Project Manager Senior )
9
 Стратегия развития. Бизнес, внутри которого реализуется данный проект. Среда бизнеса и новые рынки, конкурентоспособность. 

 

Проджект-менеджер – административный руководитель функциональной проектной группы, который обеспечивает оперативное руководство и контролирует осуществление работ, проводимых в рамках проекта. В условиях постоянного усиления конкуренции особенно актуальными становятся готовность компании к непредвиденным поворотам событий и способность грамотных менеджеров предугадывать, планировать и управлять изменениями.

В бизнесе работа по проекту является своего рода искусством и требует умений, времени и сил. Менеджеры проекта - это ключевые фигуры в отраслях новых технологий, IT, инноваций, жилищного и производственного строительства, машиностроения, архитектуры, производства. В компьютерных компаниях, например, менеджеры проектов отвечают за выпуск новых продуктов, разработку новых технологий и координацию программ со стратегическими партнерами. Крупные страховые компании и банки тоже могут проявлять интерес к менеджерам проектов: им поручается внедрить новые стандарты или технологии. В Интернет-компаниях менеджеры проектов следят за запуском новых сайтов или разработкой новых приложений.

Спрос на менеджеров проектов очень высокий. Ежегодная потребность в таких специалистах составляет десятки тысяч человек как для коммерческих, так и для государственных проектов. Нередко специалистов по управлению проектами «покупают» за неоправданно большие деньги, причем зачастую компании перекупают их друг у друга.

Функциональные обязанности и требования

Независимо от того, в чем суть проекта - строительство объекта, выпуск продукта или запуск ракеты, - менеджер проекта следит за тем, чтобы работа шла в соответствии с планом, с соблюдением требований бюджета. Именно он несет ответственность за сбой или срыв в работе. От результатов его работы зависит как его доход, так и положение внутри компании и самой отрасли. В сфере строительства, например, если проект не закончен вовремя, строительная компания возмещает убытки за каждый день задержки, и поэтому менеджер проекта может лишиться премии - или даже своего места.

Менеджерам проектов необходимо обладать хорошими организаторскими способностями, уметь разрабатывать и соблюдать планы, решать одновременно множество задач. От кандидата на такую должность требуются прочные навыки общения с людьми, аналитический склад ума и ориентированность на достижение результата, высокая стрессоустойчивость.

В зависимости от вида проектов необходим определенный тип знаний. К примеру, для работы в области жилищного строительства требуется диплом инженера. Независимо от сферы деятельности наиболее успешно работают те менеджеры, которые прошли обучение основам бизнеса и получили степень бакалавра или даже магистра делового администрирования в области бизнеса или финансов. От работы по проектам во многом зависит финансовый успех компании, и поэтому менеджер проекта должен уметь оценивать последствия работы с точки зрения компании.

Проектный менеджмент подходит, в первую очередь, профессионалам, уставшим от рутинной работы. Проект предполагает четкие задачи и, чаще всего, высокий темп работы, поэтому такая сфера деятельности интересна для людей, умеющих и любящих трудиться в режиме ограниченного времени, а иногда и ограниченных ресурсов. Кроме того, в проектном менеджменте работа идет "на результат", который всегда определен и гарантирован, такой вид работы может привлечь целеустремленных людей.

Профессиональную сертификацию в области управления проектами - "Специалист в области управления проектами" (Project Management Professional - PMP) можно получить в Институте менеджеров проектов (Project Management Institute). Для того, чтобы получить такой престижный в сфере бизнеса сертификат, необходимо иметь соответствующее образование и опыт работы, признавать профессиональный кодекс и пройти экзамен на право обладания сертификатом. Во многих компаниях сертификат РМР считается необходимым условием приема на работу или продвижения по службе. Обладателями таких сертификатов являются 15 000 менеджеров проектов в 26 странах. Менеджеры проекта работают в строгом соответствии со своими планами. В большинстве случаев каждый проект планируется вплоть до конкретного дня или часа. При разработке планов применяется так называемый "метод критической стратегии" (Critical Path Method) - принцип определения последовательности действий на основании предшествующих достижений. При разработке плана выделяются этапы, которые требуют завершения тех или иных действий.

Все менеджеры проектов знакомы, по крайней мере, с одной компьютерной программой, которая позволяет провести планирование работы в соответствии с "методом критической стратегии". К таким приложениям относятся следующие программы: Microsoft Project, Primavera, Scitor Project Scheduler, AEC FastTrack, CA-SuperProject, Kidasa Milestones. Многие программы планирования учитывают потребности той или иной отрасли, но все они основаны на "методе критического планирования".

Большинство программ планирования также помогают распределять ресурсы. Это еще одна важнейшая функция менеджера проекта. Если вы координируете усилия по разработке нового программного обеспечения, то, к примеру, вам необходимо знать, сколько инженеров вам понадобится и сколько времени им предстоит проработать по этому проекту. Или же если вы управляете строительством какого-то объекта, для чего требуются краны и экскаваторы, которые оплачиваются на почасовой основе, вам необходимо знать, в какое время эти машины должны находиться на стройплощадке, чтобы можно было бы максимально эффективно использовать деньги, выделяемые на их оплату. Хороший менеджер проекта умеет решать поставленную перед ним задачу, используя минимальные затраты труда, материалов и других ресурсов.

Карьера

Карьерные перспективы в проектном менеджменте лучше всего прослеживаются в консалтинговом бизнесе, который позволяет специалисту получить огромный опыт работы, а также приобрести знания в разных сегментах рынка. Подобные кандидаты высоко ценятся работодателями, им часто отдается предпочтение.

В FMCG-компаниях специалист, приглашенный на проект, после его завершения, как правило, занимает более высокую позицию, а иногда и возвращается на прежнюю должность, поэтому карьерный рост исключительно в проектной сфере не вполне предсказуем. Например, на позицию проджект-менеджера для крупного проекта может быть приглашен топ-менеджер (гендиректор, директор по продажам или акционер), а для локальных проектов, обусловленных нуждами компании, – управленец среднего звена.

Если говорить о не консалтинговых организациях, можно указать на различия между проектами в российских и западных компаниях. Как правило, в российских структурах сейчас преобладают крупные, глобальные проекты, например вывод компании на IPO. Это объясняется тем, что еще не все процессы отечественного бизнеса в достаточной степени сложились, многие требуется только лишь вводить в работу, следуя западным образцам. Конечно, на подобные масштабные проекты требуются в основном специалисты с солидным опытом работы – от пяти лет и больше. В западных же компаниях более распространены небольшие проекты, где востребованы менеджеры разного уровня, в том числе и молодые специалисты в возрасте 25–30 лет без релевантного опыта работы. Дело в том, что в зависимости от проекта в обязанности проектного менеджера может входить не столько административное руководство и управление проектом, сколько контроль качества выполнения работ по проекту. А для этого необходима высокая квалификация и компетенций в определенной области.

Немногие начинают свою карьеру в качестве менеджеров проектов. Как правило, сначала начинающему специалисту предлагают поработать в качестве помощника менеджера проекта и поручают какой-то один аспект работы. По мере приобретения опыта вам могут доверить работать по большему числу заданий, пока вы не сможете координировать усилия других людей и работать по проекту от начала до конца.

Координатор проекта (Project Coordinator)
Это одна из начальных должностей, которая предусматривает оказание помощи менеджерам проекта. Как правило, она несет в себе чисто административные функции и предполагает преимущественно работу с документами. Вы готовите и распространяете меморандумы, которые позволяют следить за ходом работы по проекту менеджерам проекта, заказчикам и персоналу компании. В ваши обязанности также входит планирование совещаний и помощь менеджерам.

Менеджер по планированию проекта (Project Scheduler)
Во время работы над более крупными проектами менеджер по планированию проекта следит за программным обеспечением, вводит разнообразную информацию, которую ему предоставляют менеджеры, работающие по проекту, и по мере необходимости обновляет файлы. Эта должность больше технического плана, она предусматривает работу на компьютере и лишь небольшую долю чисто управленческой работы.

Помощник менеджера проекта (Assistant Project Manager)
Помощники менеджеров проекта не обязательно помогают менеджерам в их работе напрямую. Чаще им поручается выполнить то или иное конкретное задание. Они регулярно отчитываются перед менеджерами о проделанной работе, рассказывают об успехах и неудачах.

Менеджер проекта (Project Manager)
В качестве менеджера проекта вы можете управлять проектом самостоятельно или возглавлять работу группы менеджеров, работающих по данному проекту. В этом случае вы даете задания своим помощникам. Менеджер проекта отчитывается перед заказчиком проекта или руководством компании. Вы не платите деньги, но вы несете ответственность за успешное выполнение проекта.

Главный менеджер проектов (Senior Project Manager)
Многие крупные организации, которые занимаются одновременно несколькими проектами (особенно строительные компании и машиностроительные фирмы), имеют должность главного менеджера проектов. Он осуществляет контроль над различными проектами, над которыми идет работа в компании, координирует выделение ресурсов, визирует расходы и решает, какому из проектов отдать приоритет.

Оплата труда

Оплата труда менеджера проекта, как правило, хотя бы отчасти зависит от результатов его работы. Практически всегда есть возможность снизить затраты. Те менеджеры, которые завершают работу по проекту с опережением плана или с экономией ресурсов, как правило, получают солидную премию.

© sajt

Создать бесплатный сайт с uCoz